40-тонные краны на автомобильных шасси

Строительный бум в России давно завершился, но потребность в подъемно-транспортной технике не исчезла. В ответ на изменившуюся рыночную ситуацию ведущие российские производители автокранов в прошлом году серьезно переработали модельный ряд своей продукции, пополнив линейку 40-тонными вариантами.

Почему именно автокран 40 тонн? Ну, во-первых, это своего рода предел для 3-осного автомобильного шасси дорожного типа. Популярность таких стандартных носителей связана с их относительно невысокой ценой и доступностью сервиса, чего нельзя сказать о специальных шасси для кранов аналогичной грузоподъемности. Кроме того, у них небольшие габаритные размеры и высокая транспортная скорость при переброске с объекта на объект. Также все прекрасно понимают, что указываемый в маркировке автокранов максимальный вес говорит лишь о том, сколько этот кран сможет оторвать от земли и перенести в сторону, метра на два. Поэтому преимущества 40-тонника в том, что с обычными грузами, доминирующими при большинстве строительных и погрузочных работ, он будет справляться при больших параметрах вылета и высоты подъема. Таким образом, компактный автокран на 3-осном шасси с приличным запасом мощности выглядит очень привлекательно. И в перспективе машины грузоподъемностью (г/п) 32…40 т должны серьезно потеснить сегодняшних лидеров (20…25 т). По крайней мере, пока у нас не начнут, как в Европе, отдавать предпочтение специальным автокрановым шасси г/п выше 25 т, а сегмент меньшей грузоподъемности не займут КМУ.

Прямой «предок» ивановского 40-тонника – автокран КС-54714 г/п 35 т

Прямой «предок» ивановского 40-тонника – автокран КС-54714 г/п 35 т

«Ивановской марке», объединившей «Автокран», «Газпромкран» и Брянский автозавод, на фоне общего снижения продаж удалось даже увеличить долю своего присутствия на рынке. Недавно ее производственная линейка пополнилась 40-тонником КС-54713 на шасси БАЗ-80311. Собственно, именно возможности нового брянского шасси и позволили поднять г/п «Ивановца» до 40 т аренда 50 автокрана, за счет того, что рама объединена с опорной площадкой, снижены общая масса машины и центр тяжести. В результате автокран укладывается в нормы распределения нагрузок по осям и характеризуется более легкой управляемостью при движении по шоссе.

Автокрановое шасси БАЗ-80311 (6х4)т

Автокрановое шасси БАЗ-80311 (6х4)т

Схема ГВХ автокрана «Ивановец» КС-54713

Схема ГВХ автокрана «Ивановец» КС-54713

Удачным решением оказалось использование на БАЗе китайской кабины. Помимо комфорта для водителя она придает «Ивановцу» современный вид. С ней гармонирует и кабина крановщика – обтекаемой формы, с большой площадью остекления, системой вентиляции и отопления и механизмом наклона на 28°. Применение турбодизеля Cummins мощностью 285 л.с. с заявленным ресурсом в 1 млн км изменит, возможно, характерную для автокранов ситуацию, когда надстройка переживает шасси. По крайней мере, накрутить такой пробег за 10 лет (средний «рекомендуемый-гарантируемый» срок службы) за счет марш-бросков от стройки к стройке нереально, правда, он будет больше наматывать моточасы, чем километры. Силовой агрегат, как и на модели г/п 35 т, расположен за кабиной, которую соответственно не надо опрокидывать для обслуживания. У «Ивановца» самая длинная среди конкурентов стрела – 37,8 м, она состоит из пяти гнутых секций с многогранным профилем. Гусек прилагается тоже не маленький – целых 8 м. Максимально возможная высота подъема, таким образом, достигает 45,8 м. Передние опоры не только выдвигаются, но и поворачиваются, это дает возможность устанавливать три варианта опорного контура, что немаловажно при работе в стесненных условиях. «Ивановская марка» стоимость своего продукта не афиширует, по-видимому, чтобы не шокировать интересующихся.

Новое шасси БАЗ с китайской кабиной удачно вписалось в продукцию «Ивановской марки»

Новое шасси БАЗ с китайской кабиной удачно вписалось в продукцию «Ивановской марки»

Другие два «кита» отечественной краностроительной индустрии – Клинцовский и Галичский автокрановые заводы, работающие последнее время в тесном сотрудничестве благодаря их основному дилеру – ООО «Кудесник», в рассматриваемой категории испытывают острый недостаток подходящих шасси. И если ГАКЗ спокойно относится к провалу в своей линейке между моделями 32 и 50 т, сконцентрировавшись на более тяжелых машинах г/п 60 и 80 т, то в Клинцах свою первую 40-тонную модель смонтировали на 4-осный КамАЗ-6540. К слову, и в Галиче даже для модели КС-55729-1В г/п 32 т используют то же шасси, трехосное, только МАЗ-6303. Вроде бы все честно, клинцовский автокран не разрушает дорожное покрытие, только 4-осные «сороконожки» не в чести у нашего потребителя из-за большей цены и более дорогого обслуживания. Да и маневренность их оставляет желать лучшего, и габариты для тесных городов великоваты. Стрела КС-65719-1К чуть короче, чем у «Ивановца»: 34 м, 4-секционная, модули сваривают из двух гнутых профилей овального сечения, а гусек длинней на метр. Таким образом, грузовысотные характеристики у автокранов сопоставимы, оба берут максимальный вес на вылете 3 м, наименьший для себя вес ивановский КС поднимает чуть выше, а клинцовский подхватывает их на чуть большем вылете. Но все это, конечно, крайние показатели, редко используемые на практике. Опорные «ноги» нового «кудесника» выдвигаются в двух фиксированных положениях, выставляя соответственно два опорных контура. В машине используется целый ряд импортных комплектующих, что, несомненно, положительно отражается и на ее надежности, и на цене. Возможно, не менее чем на 7,2 млн. руб. ее удалось бы снизить, если бы КАМАЗ или другие наши автогиганты предложили бы «Клинцам» 3-осное шасси с характеристиками БАЗ-80311. К тому же в подобных «колесах» нуждаются и изготовители автокранов поменьше. Например, «Донэкс» и «Мотовилихинские заводы» по той же причине вынуждены ограничивать грузоподъемные характеристики своих машин максимумом в 35 т. Но, видимо, масштабы производства не впечатляют родной автопром на новые разработки, остается лишь надеяться, что таким образом наши предприятия готовятся к технологическому рывку и в скором времени порадуют крановщиков и строителей современными моделями специальных крановых шасси для моделей большой грузоподъемности avtokran-50.ru. С гидроприводом, «крабовым ходом» и прочими техночудесами.

Первый 40-тонный автокран Клинцовского завода

Первый 40-тонный автокран Клинцовского завода

Схема ГВХ автокрана «Клинцы» КС-65719-1К

Схема ГВХ автокрана «Клинцы» КС-65719-1К

Ну а пока еще один серьезный игрок российского рынка автокранов – Челябинский механический завод (ЧМЗ) нашел свой оригинальный способ, как предложить потребителю 40-тонный кран на привычном и стандартном 3-осном носителе. Сделать это удалось благодаря разработке облегченной несущей платформы, а также пришлось пожертвовать длиной стрелы. У автокрана КС-65711 стрела длиной всего 27,3 м, она состоит из четырех секций из гнутого профиля многогранного сечения. В результате максимальная высота подъема без гуська оказалась менее 28 м, а максимальный вылет составляет 25 м, но зато «Челябинец» – самый компактный отечественный 40-тонник, его длина в транспортном положении всего 10,7 м! Два размера опорного контура за счет двух положений выносных опор. Правда, существует небольшое ограничение, снижающее возможности автокрана. С максимальным грузом зона работы у него лишь 240°, а на полном кругу он превращается в 32-тонник, и вылет при нагрузке 40 т меньше, чем у конкурентов, на полметра. ЧМЗ предлагает свой новый кран в трех вариантах: на шасси МАЗ-6303А3, «Урал-63685» и КамАЗ-6520, т. е. каждое российское автохозяйство сможет подобрать для себя машину в зависимости от предпочтений и от состава своего парка. При этом все автомобили серийные, никаких заказов и ожиданий.

«Челябинец» КС-65711-01 на шасси МАЗ-630333
«Челябинец» КС-65711-01 на шасси МАЗ-630333
«Челябинец» КС-65711-01 на шасси МАЗ-630333
«Челябинец» КС-65711-02 на шасси «Урал-63685»
«Челябинец» КС-65711-02 на шасси «Урал-63685»
«Челябинец» КС-65711-03 на шасси КамАЗ-6520
«Челябинец» КС-65711-01 на шасси МАЗ-630333

Схема ГВХ 40-тонного «Челябинца»

Схема ГВХ 40-тонного «Челябинца»

Ульяновский механический завод № 2 (УМЗ-2) свой 40-тонный кран на 3-осном шасси Ford Cargo 3430 показал широкой публике еще до кризиса, в 2007 г. Затем линейку МКТ-40 пополнили модели на шасси КамАЗ-6540 (8х4) и Volvo FE (6х4). Опорные ноги у крана выносные, контур один, но квадратный, с равными расстояниями между опорными точками, плюс к этому мощное поворотное устройство диаметром 1920 мм. Стрела длиной 30 м состоит из четырех секций, максимальный вылет – 26 м с грузом 1,6 т, а 40-тонный «Ульяновец» «толкает» на стреле 9 т при вылете 3 м. Секции свариваются из четырех листов в виде классического короба. В сытые годы УМЗ-2, в отличие от других крупных автокрановых предприятий, не успел приобрести дорогое гибочное оборудование, что оказалось к лучшему: теперь у завода нет необходимости его окупать и на фоне общего спада выгоднее оплачивать большие счета за электричество, выполняя четыре сварных шва вместо двух. В Ульяновске производят автокраны самостоятельно с нуля, не используя услуги смежников, 40-тонники по основным узлам унифицированы с другими моделями, сроки изготовления – два–три месяца. Для будущего счастливого обладателя мощной строительной машины необходимость ожидания скрашивается весьма привлекательной ценой, от 6 до 8 млн. руб. в зависимости от выбора шасси. В списке дополнительного оборудования, кроме двух удлинителей 6 и 9 м, присутствует люлька, превращающая ульяновский МКТ-40 в 30-метровую автовышку. При заказе автокрана по минимальной цене крановщик в современной овальной кабине обнаружит «привет из СССР» – доисторические кочерги для человека-паука. Так и хочется обратиться к потенциальным покупателям: не экономьте на джойстиках, заказывайте машину с современным управлением, которое УМЗ-2 предлагает как опцию.

Ульяновский МКТ-40 на шасси Volvo FE – выгодное предложение для российских строителей

Ульяновский МКТ-40 на шасси Volvo FE – выгодное предложение для российских строителей
«Ульяновец» МКТ-40 на шасси Ford Cargo 3430
«Ульяновец» МКТ-40 на шасси Ford Cargo 3430
«Ульяновец» МКТ-40 на шасси Ford Cargo 3430
«Ульяновец» МКТ-40 на шасси Ford Cargo 3430

С 2008 г. ульяновские тяжеловозы частые гости региональных выставок строительной техники

С 2008 г. ульяновские тяжеловозы частые гости региональных выставок строительной техники

Еще одно отечественное предприятие, выпускающее 40-тон­ные автокраны, – Юргинский машзавод (Кемеровская обл.), предлагает КС-65720 на утилитарном полноприводном шасси КрАЗ-63221 с двускатной ошиновкой второй и третьей осей. Автокраны на таких «мастодонтах» будут востребованы всегда, и никакой прогресс не отменит нужду в грузоподъемных работах там, где дороги не нужны в принципе. Четырехсекционная коробчатая стрела длиной 28,5 м позволяет поднимать груз 6,8 т на 29,5 м, а максимальный вес брать на 3,5-метровом вылете. В Юрге применили очень интересное решение: в транспортном положении крюк укладывается в специальный карман за кабиной. Не то чтобы «кразовская» рама боялась «подтяжек» (а обзорность у капотного КрАЗа все равно хуже некуда), зато крановщику будет легче работать, меньше возни с тросами. Также труд оператора облегчает и кабина с современными джойстиками управления, а в конструкции крана ЮМЗ использует большое количество импортных комплектующих. Единственный вопрос остается к опорному контуру: по данным производителя, есть целых пять вариантов, однако сами параметры не указаны, и как они достигаются, тоже не ясно. Понятно только, что «ноги» выносные с выдвижными сегментами, вот только как они обеспечивают крану зону в 360°, и обеспечивают ли? К тому же у второго варианта юргинского 40-тонника на шасси «Урал-6563» опоры совершенно другие, а информация по ним та же. Помнится, во время китайского «нашествия» мы мирились с постоянными ошибками в их техдокументации, но нам, тем более сейчас, это не к лицу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *