Даррен Аронофски рассказал о городе для 130 тысяч стариков

«Американская утопия» Спайка Ли после осенней премьеры на фестивале в Торонто наконец-то добралась до Москвы. Она представлена на Beat Film Festival, декларировавшийся как киносмотр документального кино о новой культуре. Неожиданно он материализовался в киносмотр достижений выдающихся «стариков».

Кадр из фильма «Что-то вроде рая». Пресс-служба Beat Film Festival.

На Beat Film Festival представлены не только международная программа, куда вошли картины, уже участвовавшие в крупнейших мировых фестивалях осмотрах, но и 12 фильмов национального конкурса, которые отличает «свежий взгляд на культуру». В фокусе — художники, креативно мыслящие люди, меняющие этот мир к лучшему. Героем фестиваля провозглашен рэпер Хаски, опять же по образу и подобию некоторых киносмотров, где есть, так называемое, лицо фестиваля — какой-то известный актер. На фоне изображения земного шара, предваряющего каждый показ, мы слышим его слова о том, что мир настолько сложен, что лучше вообще не иметь никакого мнения. Наличие соцсетей, наша вовлеченность в них подталкивают к постоянным высказываниям по любому поводу, что имеет непрогнозируемый отклик. Лучше молчать, чем говорить. «Современный мир требует, чтобы ты во всем разбирался — и при этом без права на ошибку. Есть представление, что ты обязан иметь мнение по любому вопросу, что создает огромный эмоциональный, интеллектуальный, моральный прессинг. С другой стороны, существует и необходимость четко выражать свое мнение — я не могу прятаться за туманом смыслов в своей музыке. Эта дихотомия, парадоксальность — об этом моя работа», — заявляет  Хаски.    

Кино, как и пост в соцсетях, вызывает мгновенную реакцию. «Американская утопия» классика независимого американского кино Спайка Ли — фильм-концерт, киноверсия бродвейского шоу шотландского ветерана и экс-фронтмена Talking Heads Дэвида Бирна. Он также известен и как автор саундтрека к «Последнему императору» Бертолуччи, за который отмечен «Оскаром». Работа Спайка Ли вызывает у некоторых зрителей скепсис. Даже  фестивальные эксперты высказали сомнения относительно того, что он собственно сделал. По их мнению, он просто не мешал. 

Как показывает практика самых знаменитых групп, снять фильм-концерт — неподъемное дело, этот жанр не всем по зубам. Спайк Ли сделал идеальную картину с эффектом присутствия на двухчасовом концерте. На экране — головы впереди сидящих зрителей, а мы словно бы находимся за ними в партере. Американцы умеют непосредственно воспринимать искусство, свободно танцквать в зале, вне зависимости от возраста. Ветеран на сцене, в его аудитория — 50 плюс, и все охвачены музыкальной стихией, мгновенно откликаются на каждый жест музыканта. Бирну через несколько лет — 70, но он два часа поет и танцует босой, успевая поговорить с аудиторией о важных вещах, представить свою многонациональную группу, состоящую из мигрантов. Он и сам еще ребенком вместе с родителями приехал в США, и теперь уверен в том, что на мигрантах держится страна и культура. Бирн убеждает зрителей в том, что иногда небесполезно участвовать в местных выборах, и на примере зала доказывает, как важен каждый голос. Только тогда свое будущее мы сможем определять сами.  

Даррен Аронофски рассказал о городе для 130 тысяч стариков

Кадр из фильма «Американская утопия». Пресс-служба Beat Film Festival.

«Что-то вроде рая» — документальная картина Ланса Оппенгейма, спродюсированная режиссером «Черного лебедя» и «Рестлера» Дарреном Аронофски. Она о городе стариков в штате Флорида. Называется он Вилладжес. Это доведенный до трагикомического идеала дом престарелых, разросшийся до масштабов города. Когда-то он мог принять 800 человек, теперь вмещает 130 тысяч. Старость здешние американцы проводят с ровесниками, танцуя рок-н-ролл, беседуя  в кафе за бокалом вина, выходя на теннисный корт. Кто-то балуется наркотиками и даже предстает перед судом, не понимая, что собственно произошло. Кто-то как на работу ходит в бассейн, чтобы в свои 80 склеить богатых ровесниц. Быть старым трудно. Это верное одиночество, особенно после смерти супруга или развода. Но иногда одиночество в шумном старческом городе необходимо, чтобы не сойти с ума.   

Даррен Аронофски рассказал о городе для 130 тысяч стариков

Кадр из фильма «Вендерс». Пресс-служба Beat Film Festival.

К 75-летию кинорежиссера Вима Вендерса документалистом Эриком Фридлером и музыкантом Кампино снят фильм «Вендерс». Он участвовал в программе Каннского кинофестиваля «Каннская классика». Вендерс становится участником грандиозного роуд-муви по местам съемок собственных фильмов «Париж, Техас»,  «Небо над Берлином», чтобы материализоваться в своих персонажей, повторить их истории и  мизансцены.  Это и движение внутрь души, осознание себя немцем после долгого жизненного путешествия в  Америку, казавшуюся землей обетованной.  О Вендерсе  рассказывают коллеги — актер Уиллем Дэфо, оператор Дэвид Лакман, режиссер  Вернер Херцог — еще один немец, уехавший в США, но так и оставшийся там, Фрэнсис Форд Коппола, который был продюсером Вендерса и с годами осознал  свою неправоту и причины их конфликтов. Благодаря фильму и фестивалю мы что-то новое узнали об американской мечте, а американскую культуру увидели в новом контексте.  

Еще одна заметная картина — «Аалто» Вирпи Суутари о финском гении, архитекторе Алваре Аалто, известном кому-то у нас исключительно по зданию городской библиотеки в Выборге. Эпизод ее посещения детьми вошел в этот байопик, основанный на богатых кино- и фотоархивах. Фильм не только о знаменитых и в чем-то революционных строениях Аалто, но и о двух его женах Айно и Элиссе, принесших собственные амбиции в жертву семье. Это более традиционная картина, в которой нет той живой энергии, отличающей фильмы, снятые о ныне здравствующях героях, но в открытии целого мира, многим совершенно неизвестного, ей не откажешь.

Источник: www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *