«Духи предков» помогли казахским музейщикам спасти мечи гуннов от мародеров

В Алма-Ате вандалы в разгар протестов ворвались в Центральный государственный музей Казахстана, что в 400 метрах от сожженного здания городской администрации. Ночью они выломали двери, намереваясь вынести мечи и копья гуннских и сакских воинов. Однако музейщики, оставшиеся ночевать на работе, уговорили не выносить экспонаты. Замдиректора музея Бибигуль Дандыгараева уверена, что сохранить экспозицию нетронутой помогли «духи предков и древних воинов».

«Духи предков» помогли казахским музейщикам спасти мечи гуннов от мародеров

– Мы закрыли все двери и смотрели по камерам видеонаблюдения, и где-то к четырем часам утра к музею подошла толпа. Я не знала что делать, в голове не было никакой тактики. Затем они выломали дверь, сначала вошли шесть-семь человек, сзади была толпа из 200 человек. Я точно не помню, что им говорила, но пыталась их убедить не трогать ничего, ведь это наша общая история, которую нельзя потерять, – рассказала Бибигуль Дандыгараева казахскому телеканалу «Хабар 24». 

В итоге 53-летней женщине чудом удалось уговорить протестующих, вооруженных ножами, от грабежа. Если это не геройство, то однозначно поступок, тем более что неизвестно, сколько еще сотрудников остались вместе с Бибигуль охранять музейный фонд ночью. Связь оборвана, сайт музея не работает, страницы в социальных сетях не обновлялись с начала протестов. По словам Дандыгараевой, протестующих интересовало именно оружие, хотя Центральный государственный музей Казахстана богат разными древностями: в фонде около 300 тысяч экспонатов. И если бы ситуация дошла до дела, то только оружием вряд ли ограничились бы. 

«Духи предков» помогли казахским музейщикам спасти мечи гуннов от мародеров

 Что, собственно, хранится в Центральном государственном музее Казахстана, который является одним из крупнейших на территории Центральной Азии? Самая ценная часть экспозиции посвящена золоту скифов и их потомков саксов. Вместе с ним выставлено и  оружие кочевников. Центральным экспонатом здесь является «Золотой человек», найденный в 1970 году в окрестностях Алматы в кургане Иссык. 

Захороненный в могильнике сакский воин был облачен в доспехи из кожи и золотой чешуи. Рядом с останками нашли оружие, утварь, стрелу с золотым наконечником, нагайку, рукоятка которой обернута широкой золотой лентой. Всего же в кургане было найдено свыше 4 тысяч золотых предметов, а также железные мечи и кинжалы. Реконструкция сакского воина, жившего в IV-V веке до н.э., представлена в зале музея рядом с сотнями других ценных экспонатов. «Золотой человек», который предположительно было потомком царя (на момент смерти ему было 16-18 лет), является символом Казахстана. Позолоченная скульптура этого воина венчает монумент Независимости на одноименной площади, где в первые дни протестов развернулись основные события. Копии «Золотого человека» установлены во многих городах страны. То есть, если бы протестующие вынесли предметы из этого зала, это было бы не только мародерство и вандализм.

«Духи предков» помогли казахским музейщикам спасти мечи гуннов от мародеров

Гунны и саксы, некогда населявшие территорию современного Казахстана, обожествляли свое оружие. Мечам и копьям поклонялись. Собственно, само слово «сакс» произошло от название боевого ножа, типичного для потомков племени (так народ назвали античные авторы). Так что слова Бибигуль Дандыгараевой о помощи «духов предков» несут под собой не только эмоциональный, но исторический контекст.

Мы хотели узнать мнение профессионалов о произошедшем, позвонили в Исторический музей, Музей декоративного искусства, но и музейщики, и коллекционеры, к которым мы тоже обратились, отказались комментировать ситуацию, сказав, что не хотят вмешиваться в политику. 

Источник: www.mk.ru