КС признал несправедливой систему оплату труда актеров и певцов

Урезать зарплату творческим работникам запретил Конституционный суд. Даже если певец или актриса не участвуют в постановке или не едут на гастроли, это не значит, что они не работают, постановила высшая инстанция.

КС признал несправедливой систему оплату труда актеров и певцов

До КС дошла жалоба солистки Удмуртского государственного театра оперы и балета им. П.И.Чайковского Людмилы Мининой. На подмостках она трудится с 2001 года. Но проблемы с руководством театра начались в 2019 году. Начальство огорошило Минину и еще нескольких артистов новым приказом: если певцы не заняты в спектаклях и репетициях, зарплата им срезается на треть.

Решение театральные боссы обосновали статьей 157 Трудового кодекса. Он как раз говорит об особом режиме оплаты труда творческих работников: актеров, музыкантов, циркачей, телевизионщиков, работников кинематографа и журналистов.

Смысл в том, что работа представителей этой сферы постоянством явно не отличается. В какие-то дни творческий люд может буквально ночевать на съемочной площадке или сцене. Потом, когда фильм снят, а премьера спектакля отгремела, начинается вынужденная передышка перед следующей постановкой или проектом. Вот этот период (это может быть как неделя, так и несколько месяцев) и вызывает настоящую зубную боль у работодателей. Сотрудник вроде бы ничего не делает, а платить ему надо. Вот и взяли на вооружение начальники творческих коллективов очень невыгодную для простых сотрудников статью ТК. Она позволяет устанавливать на время таких вот временных передышек особую оплату труда работников. Утверждается эта оплата коллективным договором и приказом директора организации.

В случае Людмилы Мининой в приказе говорилось, что за время неучастия солистов в репетициях с постановках они должны получать две трети от своей привычной тарифной ставки. Женщина возмутилась и стала судиться с театром. Но суды ничего незаконного в действиях театрального руководства не увидели.

Зато куда более серьезную проблему обнаружил Конституционный суд. В своем постановлении коллегия высшей инстанции отметила, что трудовая функция солиста театра вовсе не ограничивается участием в репетициях и спектаклях.  

Даже если актер не занят в постановке, это не значит, что он бездельничает. Во-первых, он может работать над своим мастерством: посещать тренинги, курсы повышения квалификации, трудиться над сценической речью или тренировать голосовые связки. Во-вторых, творческий работник вправе занять себя в других мероприятиях, которые устраивает работодатель. Например, участвовать в онлайн-лекциях и мастер-классах. То есть, как отметил КС, оплачиваться периоды ожидания новой роли должны обязательно.

Но в законе есть и еще более серьезная проблема: нигде не сказано, как именно платить. Минимального размера оплаты труда творческого работника, поставленного в режим ожидания, просто не существует. В результате работодатель вправе сократить ему зарплату настолько, на сколько совесть позволит.

«Тем самым сторонам коллективного и трудового договора, а также непосредственно работодателю была предоставлена, по сути, неограниченная свобода (…), притом что работодатель является не только полновластным субъектом локального нормотворчества, но и фактически более сильной стороной в переговорном процессе по заключению и изменению как коллективных, так и трудовых договоров», – говорится в постановлении КС.

Отсутствие в законе конкретного алгоритма для расчета зарплаты творческих работников Конституционный суд счел серьезным пробелом.

Часть пятая статьи 157 ТК РФ, с жалобой на несправедливость которой и обратилась солистка удмуртского театра, признана не соответствующей Конституции РФ. Дело оперной певицы подлежит пересмотру, а сама спорная норма Трудового кодекса должна быть скорректирована в ближайшем будущем.

Источник: www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *