«Московская оперетта» представила новую версию «Королевы чардаша»

В театре «Московская оперетта» — праздник для ценителей жанра классической венской оперетты: «Королева чардаша», когда-то в советском прокате превратившаяся в «Сильву», появилась в новой постановке режиссера-хореографа Валерия Архипова, дирижера Константина Хватынца и художника Вячеслава Окунева. Бессмертный хит Имре Кальмана, олицетворение так называемой «венщины»— то обожаемой, то преследуемой – получил прекрасное воплощение, в котором пульс сегодняшнего дня органично интегрировался в традиционное прочтение жанра.

"Московская оперетта" представила новую версию "Королевы чардаша"

Анна Золотова (Сильва) и артисты балета. Фото Надежды Сокоревой/пресс-служба театра.

Вторая работа Валерия Архипова в «Оперетте», где он совмещает функции режиссера и хореографа (предыдущая – мюзикл «Доходное место» Геннадия Гладкова), подтверждает: такой профессиональный «замес» идет на пользу музыкальному спектаклю. Движение, танец, пластика – важнейшие элементы театрального языка, которым пользуется Архипов. Поэтому на сцене с первого эпизода устанавливается быстрый темпо-ритм. Ни одной статичной мизансцены, никаких «фоновых» танцев, банальных балетмейстерских решений. Хореография, скорее мюзикловая, чем классически опереточная: она драматически выразительна, не шаблонна. Плотность и насыщенность пластических событий предельная. Поэтому почти 4-часовой спектакль смотрится на одном дыхании.

Этому ритму подчинено все: диалоги, динамичная смена визуальных приемов, сочетающих традиционные жесткие декорации с качественной проекцией, выразительный свет признанного мастера Александра Сиваева. Костюмы по-опереточному роскошны – перья, плюмажи, сверкающие каменья, злато-серебро, парча, бархат, органза и пр. Но при этом безупречны во вкусовом отношении. Прекрасно подобранная цветовая гамма с приоритетом черного, белого, серебристо-серого, изящно дополнена вкраплениями ярких сочных красок без эклектики и вульгарной пестроты.

"Московская оперетта" представила новую версию "Королевы чардаша"

Народная артистка России Елена Зайцева (Цецилия), Дмитрий Лебедев (Мишка) и артисты балета. Фото Надежды Сокоревой/пресс-служба театра.

Визуально-постановочное решение спектакля – абсолютно традиционно. Перед нами то будапештское кабаре, то бальная зала княжеского дворца. Атрибуты первой четверти ХХ века, стиль ар-деко, быт высшего света Габсбургской империи довоенной поры. Эрцгерцог Фердинанд явно еще жив — одна из главных героинь оперетты графиня Стаси (великолепная актерская и вокальная работа Ольги Белохвостовой) представлена как его племянница. Текст диалогов звучит очень живо и современно, хотя никаких прямых способов «актуализации» не содержит. Наоборот, постановщики вернули оперетте оригинальный сюжет, в котором королевой чардаша была вовсе не Сильва, а Цецилия – ныне княгиня Вайлерсхейм, мать Эдвина.

Сильва и Эдвин – Анна Золотова и Павел Иванов – образцовая лирическая пара. Оба красавцы, с отличными голосами и выразительной пластикой. Но, пожалуй, комическая пара Стаси и Бони – Ольга Белохвостова и Дмитрий Никаноров – их в какой-то мере переиграла. Никаноров настолько харизматичен и безусловен в роли Бони, что оторваться от него просто невозможно. Никакой излишней буффонады, нарочитого комикования. Впрочем, это следует отнести ко всем артистам, которым удается оставаться в жанре, но при этом быть органичными и естественными. И, конечно, центр спектакля – великолепная Елена Зайцева в заглавной роли. Она – истинная звезда опереточного жанра, который сейчас, увы, не формирует звезд. Прошли времена, когда такие актрисы, как Татьяна Шмыга или Светлана Варгузова царили на экранах ТВ. Сегодня телеэкран продвигает иные форматы. Но для настоящих поклонников классической оперетты достаточно и театральных подмостков, на которых блистают замечательные примадонны — Елена Зайцева и Елена Ионова (в другом составе). Трио «возрастных» персонажей – Цецилия, Ферри (Леонид Бахталин) и Мишка (Дмитрий Лебедев), завершившееся классическим «каскадом» — техничной танцевальной бисовкой в бешеном темпе под энергичный аккомпанемент оркестра, управляемого маэстро Хватынцом – вызвало бурю аплодисментов зала. 

"Московская оперетта" представила новую версию "Королевы чардаша"

Анна Золотова (Сильва) и Павел Иванов (Эдвин). Фото Надежды Сокоревой/пресс-служба театра.

О публике следует сказать особо. Спектакль – премьерный, но не первый. То есть публика пришла по билетам, а не приглашениям. Зал был полон настолько, насколько позволяет пандемическая рассадка. Контингент – разновозрастной, очень много молодежи, принимавшей спектакль на «ура». А это значит, что рекрутируются новые поколения, которым нужна именно такая оперетта – живая, не музейно-нафталинная, но в то же время классическая, традиционная, без «приращенных смыслов» и вымученной актуализации. И это радует. Потому что нет более здорового жанра на театре, чем классическая оперетта, в которой женщины не считают оскорблением тот факт, что в них заключена частица черта, и охотно принимают ухаживания мужчин, не обвиняя их в харассменте. Ну, а мужчины хором поют, что «без женщин жить нельзя на свете», не боясь быть непродвинутыми. Иными словами: ступайте в "Оперетту", и будете душевно и нравственно здоровыми.

Источник: www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *