На Каннском кинофестивале воцарился матриархат: женщины победили мужчин

Завершился самый необычный и трудный 74-й Каннский кинофестиваль — фестиваль ковидной эпохи. В его программе участвовали в основном картины, снятые до или в период пандемии, некоторые из них ждали своего часа два года, после того, как прошлогодний киносмотр пришлось отменить. Канны стали успешными для России. В основном конкурсе гран-при отмечено «Купе №6», снятое в копродукции Финляндии, России, Эстонии и Германии, с Юрой Борисовым в главной роли. Кира Коваленко получила главный приз конкурса «Особый взгляд» за свою вторую картину «Разжимая кулаки». Отмечено Высшей технической комиссией и мастерство оператора Владислава Опельянца, снявшего «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова.

Юра Борисов и Сейда Хаарла на каннском фотоколле. Фото- Кристина Афанасьева. Предоставлено съемочной группой.

Впервые за всю историю Канн президентом основного жюри стал темнокожий кинематографист, да еще какой – американский режиссер Спайк Ли. В век толерантности это воспринимается как особое достижение. Каждый день он радовал своей смелой и яркой экипировкой, а на церемонии закрытия так начудил, что публика надрывалась от смеха.

В программе, которую он оценивал, участвовали в основном картины, снятые до или в период пандемии. Их было 24, а это на 6–7 картин больше, чем обычно. Когда объявили, что вручается первая премия, Спайк Ли сразу назвал обладателя главной награды «Золотая пальмовая ветвь». Но его сразу же остановили, и потом член жюри — французский актер Тахар Рахим — держал в своих руках ход церемонии, не допуская сбоев. Но сумасшедшее начало придало происходящему драйва. Участвовавших в основном конкурсе «Петровы в гриппе» жюри не отметило, зато оператор Владислав Опельянц удостоен награды Высшей технической комиссии за мастерство.

Вполне сказочная история «Купе №6» финского режиссера Юхо Куосманена, снятая при участии России, где главную мужскую роль сыграл один из самых талантливых актеров российского кино Юра Борисов, где снималась давно живущая во Франции Динара Друкарова, которую мы помним по фильму «Про уродов и людей» Алексея Балабанова, отмечена Гран-при. Правда, награду фильм «Купе №6» поделило c «Героем» иранского режиссера Асгара Фархади. По сюжету студентка из Финляндии после разрыва с подругой сердца знакомится с русским шахтером в поезде, следующем из Москвы в Мурманск, и это многое меняет в их жизни. Картина основана на воспоминаниях финской писательницы, побывавшей в 90-е годы в России. Юра Борисов снимался также в другой конкурсной картине «Петровы в гриппе».

На Каннском кинофестивале воцарился матриархат: женщины победили мужчин

Актеры фильма «Купе № 6».

За день до финальной церемонии вручили награды во втором по значимости конкурсе «Особый взгляд», жюри которого возглавляла, как теперь говорят, британская режиссерка Андреа Арнольд. Из шести имеющихся наград четыре она и ее жюри присудили женщинам. Главную награду получила российская картина «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, снятая на осетинском языке в небольшом городке Мизур, зажатом в горах Северной Осетии. И жизнь героини проходит в таких же тисках семейных уз, когда любовь становится не счастьем, а тяжким бременем, и так не хватает свободы. Для иностранной публики это диковинный фильм с незнакомым бытом и языком, как если бы картина снималась в Албании или в какой-то восточной стране. Но это как раз и ценится в Каннах. Кире удалось передать дух и чувственность Кавказа. До этого Гран-при «Особого взгляда» получал у нас только Сергей Дворцевой – в 2008 году, за фильм «Тюльпан», снятый в Казахстане.

На Каннском кинофестивале воцарился матриархат: женщины победили мужчин

Кира Коваленко стала обладательницей главного приза «Особого взгляда». Фото предоставлено съемочной группой фильма «Разжимая кулаки».

Награду за «Разжимая кулаки» получал продюсер фильма Александр Роднянский, который мощно продвигает российское кино в большой мир как никто другой. А Кира Коваленко в это время была уже в Канаде, где она находится вместе со своим сокурсником по мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском госуниверситете Кантемиром Балаговым – дважды лауреатом «Особого взгляда» («Теснота» и «Дылда»). Кантемир работает в Канаде над пилотным выпуском сериала HBO по игре The Last of Us.

На Каннском кинофестивале воцарился матриархат: женщины победили мужчин

Юра Борисов, Юхо Куосманен и Сейда Хаарла на каннском фотоколле. Фото- Кристина Афанасьева. Предоставлено съемочной группой.

Наверное, впервые главные награды получили женщины-режиссеры. Не только Кира Коваленко в «Особом взгляде», но и француженка Жюли Дюкурно, снявшая хоррор «Титан». Ее героиня с титановой пластиной в голове занимается сексом с автомобилями. Она даже забеременела, а попутно уничтожает людей, попытавшихся завладеть ее вниманием. Все это отдаленно напоминает «Автокатастрофу» Дэвида Кроненберга 1996 года, герои которой испытывают сильные сексуальные переживания от разбивающихся авто. Жюли Дюкурно стала второй в истории Каннского фестиваля женщиной-режиссером, удостоенной «Золотой пальмовой ветви», после новозеландки Джейн Кемпион, получившей главную награду за «Пианино». Матриархат проявился и в том, что в жюри под руководством Спайка Ли тоже было много кинематографисток – аж пять. И жюри «Золотой камеры», вручаемой за дебют, возглавляла актриса Мелани Тьерри.

Лучшим режиссером в основном конкурсе стал Леос Каракс. Он не снимал с 2012 года и, наконец, снял мюзикл «Аннетт» – на музыку и по сюжету легендарной американской группы Sparks. Отчасти фильм биографический и для самого Каракса, напомнивший о его трагически погибшей жене – русской актрисе Кате Голубевой.

Источник: www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика