В Москве раздали награды современным художникам — за настоящее о прошлом

С разницей в два дня в Москве вручили две награды в области современного искусства, единственные, что теперь вручаются в столице; и тут уж хочешь не хочешь будешь сравнивать. Одна из них, совсем свежая, — Премия Зверева — раздавала награды впервые; а другая, известная и маститая, — Премия Кандинского — церемония вручения которой прошла уже в 13-й раз. Первую отличает новизна: участников выставки арт-смотра отбирали по эскизам, работы были созданы специально для проекта. Вторая же показывает срез уже некогда реализованных проектов и вручается сейчас раз в два года, так что о новизне здесь речи нет. Кому дали награды и какая из них оказалась на острие настоящего — узнал «МК».

В Москве раздали награды современным художникам — за настоящее о прошлом

Номинация «Проект года»: Кузькин Андрей «Молельщики и герои». Фото: kandinsky-prize.ru.

У Премии Кандинского и Премии Зверева изначально разный подход, что радует — разнообразие делает взгляд объемней. И тем не менее темы обоих смотров созвучны: «Как пережить настоящее?» (на Кандинском) и «Жизнь скована, искусство свободно» (на Зверевской). Вручение Премии Кандинского проходило офлайн для небольшого числа гостей; но церемонию, которую вела опытная телеведущая Анна Монгайт, можно было посмотреть и онлайн. Сценарий был продуман, что превратило награждение в отдельное арт-высказывание. А вот Премия Зверева прошла исключительно в онлайн-формате, ведущий — один из кураторов выставки Сергей Соловьев. Лауреаты выходили на связь из дома. Особенного сценария не было — просто раздали награды и порадовались за художников. 

Начнем более детальный разговор со «старичка» — Премии Кандинского, церемония вручения которой проходила в небольшом зале Московского музея современного искусства, рядом с выставкой номинантов. Всем претендентам и членам жюри, открывавшим на сцене заветные конверты, предложили ответить на один вопрос: как нам пережить настоящее? Большинство разными словами говорили одно и то же: в настоящем надо просто жить, а пережить стоит прошлое. Но некоторые формулировки стоят цитирования: «Время можно понимать как нелинейное, так что настоящим надо мерцать» (Гриша Брускин, вручавший награду в номинации «Научная работа»). Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, оглашавшая победителя главной номинации: «У нас есть право на мерцание между прошлым и будущим. Я не живу настоящим, а убегаю от него в будущее, которое можно представить, только зная прошлое». Отличились своими ответами двое номинантов. Альбина Мохрякова (второй раз подряд победила в номинации «Молодой художник») искренне призвала всех любить друг друга здесь и сейчас и меньше «драться» в соцсетях в ходе художественных диспутов. Речь Павла Отдельнова, одного из претендентов на главный приз, была пронзительной. Художник напомнил, что его проект «Промзона» связан с химическими заводами его родного города Дзержинска, где трудилось три поколения предков Павла; и для него главным результатом стала реакция зрителей. Многие после посещения выставки обратились к своим родителям, бабушкам и дедушкам, чтобы узнать об истории страны из первых уст. «Сегодня мы все сталкиваемся с таким страшным явлением, как узурпация памяти о прошлом, с попытками «выпрямить» историю, утвердить одну «единственно верную» интерпретацию. Мы видим это и в законах об искажении истории, и в борьбе с «Мемориалом», который был объявлен иностранным агентом. Я считаю это недопустимым и утверждаю, в том числе моими художественно-историческими проектами, право на собственную память и право на неотцензурированную историю. История не обязана быть удобной. Ее нужно изучать, хотя бы для того, чтобы извлекать из нее уроки и не повторять ее ошибок». Зал поддержал художника аплодисментами. 

Однако главную награду получил не Отдельнов, а Андрей Кузькин — за проект «Молельщики и герои», который, впрочем, вторит высказанной Павлом мысли. Инсталляция, которая создавалась с 2016 года, представляет собой памятник трагической истории страны, сложенный из тысяч фигурок, слепленных из хлебного мякиша и облитых кровью художника, — безвинных жертв «государственной машины». Впрочем, принимая награду, Кузькин горячо поддержал Отдельнова и, кажется, был готов чуть ли не поделиться с ним наградой. Приз в номинации «Молодой художник» достался также проекту, пропитанному тревогой. В видео «Рой» зритель видит молодых людей, которые исполняют «танец смерти». Таким образом художница ставит вопрос о законности привлечения к военным операциям солдат, исполняющих воинскую обязанность.

Приз за лучшую научную работу — у Романа Осминкина, за еще не опубликованную рукопись «Коллективные формы художественного перформанса в России начала ХХI века». Осминкин — единственный, кто совершил свой арт-ритуал виртуально: он не смог приехать на церемонию, потому что его жена беременна и вот-вот родит.

Словом, церемония Премии Кандинского оказалась ярким событием, отвечающим актуальному настоящему, хотя большинство работ здесь из прошлого и о прошлом. А победители уже хорошо известны в арт-среде, даже слишком, — Андрей Кузькин, например, получает награду не в первый раз. А потому кажется, что премия замыкается на себе, возвращаясь к одним и тем же героям арт-сцены. Другое дело Премия Зверева. На этом смотре больше малознакомых имен, неожиданных, поэтически-отвлеченных работ, пусть и не столь остросоциальных, как на Кандинском. Всего поощрили 14 художников, так что остановимся лишь на главном победителе. Первый приз получил 25-летний Евгений Музалевский, родившийся под Самарой, а ныне живущий в Германии. Евгений не успел примелькаться на московской арт-сцене, хотя за его спиной немало заметных проектов. Его работа на выставке (ее можно увидеть на «Винзаводе») — живописная абстракция, приправленная песней, которая звучит вместе с полотном. Христианской строчкой из музыкальной «начинки» произведения и озаглавлена работа: «И прости долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…». Символично, но она тоже вписалась в общую наградную повестку — рефлексирование о настоящем через переживание прошлого.

Источник: www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *