Владимир Машков: «Я отдаю долг своему учителю Табакову»

Если сто лет русской революции 1917 года в стране было событием, то сто лет окончания Гражданской войны как-то не особо звучит. Но первыми, кто громко отметил дату, стали Владимир Машков и его «Табакерка». Сюда вернулся «Бумбараш» — легендарный спектакль театра, который был поставлен 28 лет назад и на одних аншлагах шел 18 лет. Как выглядит новая версия, оценил обозреватель «МК».

«Страсти по Бумбарашу» вышли в 1993 году еще в старом подвале на улице Чаплыгина, на тесной сцене которого в смертельной схватке сошлись белые да красные и все такие разные, не говоря уже о бандитах, между которыми метался одинокий Бумбараш. На главных ролях тогда были не шибко известные артисты: Евгений Миронов, Виталий Егоров, Сергей Беляев, Анастасия Заворотнюк. Среди сценических бандитов бегал студент школы-студии МХАТ Сергей Безруков. Этот спектакль в их биографиях сыграл большую роль — показал потенциал молодых, открыл им многие двери. С тех пор прошло без малого тридцать лет.

Владимир Машков решил вернуть своего «Бумбараша» уже на новую сцену «Табакерки», имея главным мотивом прежде всего возвращение долга своему учителю Табакову. «В каждом театре, я уверен, должно быть несколько знаковых спектаклей, обозначающих определенные этапы его жизни, — считает Машков. — И если артисты могут поддерживать в них пламя, значит, коллектив продолжает жить. Я всегда держал в памяти эту работу как мой долг Олегу Павловичу. Я помню, как он любил этот спектакль».

Новую сцену на Сухаревской не сравнить с подвальной — есть где развернуться. Машков, естественно, не мог себе отказать в удовольствии масштабировать «Бумбараша». На сцене — 47 человек, и в отдельных мизансценах задействованы по минимуму 10–15, а то и по 20. Взрывы, грохот, стрельба без удержу сопровождают группы белых, красных и бандитское отребье, которые по очереди сменяют друг друга. Постановщик задал предельную скорость исторической движухе в шумовом сопровождении, создавая картину хаоса, что несет любая война, в данном случае Гражданская. В ее котле оказывается маленький человек Бумбараш. Такой маленький под катком большой истории. И как результат — тотальное одиночество.

Так строит своего нового «Бумбараша» Машков. Все, кто видел его «Бумбараша-93» живьем или по видео, естественно, будут искать отличия. На первый взгляд, кажется, ничего не изменилось — только прибавило в объемах. Почти та же декорация Александра Боровского, но вместо прежнего абриса родного дома героя (деревянный стол да стена) теперь целый, но где вместо стен — обожженные черные балки. Вообще много черного цвета и в декорации, и в костюмах. Та же потрясающая музыка, к которой композитор Дашкевич дописал два номера и развил некоторые темы. Так появился марш белых офицеров и вальс, под который танцуют атаманша Софья Николаевна с поручиком Ильиным (замечательные работы Анны Чиповской и Евгения Миллера). Поэтичный текст также не изменен. Изменились акценты в постановке: враждующие стороны — что белые, что красные, не говоря о бандитских беспредельщиках, — максимально карикатурны. 

Красный командир Василий Иванович (Александр Фисенко) носит кумачовые плюшевые шаровары, расшитые «Интернационалом» и прочей революционной галиматьей. Все окружение бандитки Соньки — барышни, одетые черными вдовами, со стальными зубами. В бело-красную бандитскую массовку привлечены студенты второго курса, где они на практике постигают, что такое театр физического действия и индивидуального существования в массовке.

Наконец, самый рискованный и опасный момент сравнения двух версий — исполнители главных ролей. «Ну как новый Бумбараш? А дружок его Яшка или Левка? А что Варя, возлюбленная Бумбараша?» — спрашивают все, кто прекрасно помнит первых исполнителей. На Бумбараша Машков назначил Севастьяна Смышникова. По амплуа он — герой: блондин, по-мужски красив, но не красавчик, техничный, хорошо двигается, и я уверена, через несколько спектаклей придет необходимая внутренняя свобода. Так же, как и к другим молодым исполнителям ролей второго плана.

«Гражданская война — самое страшное, что может произойти с обществом, с семьей, с людьми, когда непримиримость к иному взгляду на устройство мира приводит к тому, что возникает желание уничтожить другого человека, — говорит Владимир Машков. — Война, запущенная сто лет назад, длится до сих пор. «Страсти по Бумбарашу» разворачиваются здесь и сейчас, в каждом из нас. Этот спектакль — еще и возможность взглянуть на себя как в зеркало. Может быть, еще не поздно включить инстинкт самосохранения и самосохраниться».

Новый «Бумбараш» стал еще и школой для нового поколения актеров театра и учащихся колледжа имени Табакова. Сейчас в спектакле работают студенты второго курса, а со временем в него будут вводить учащихся других курсов. Преемственность поколений демонстрирует эффектная сцена белых офицеров, выдвигающихся из глубины на авансцену, в исполнении самого первого состава «Бумбараша».

Источник: www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *