Время «ломать барьеры»

Пандусы, хорошее освещение, «тактильная» плитка на пешеходных переходах и многое другое — насущная необходимость для множества людей. Создавать безбарьерную среду для тех, кому трудно передвигаться по городу, государство обязано — и в Москве это в целом делается. Но увы, на карте столицы остаются узкие во всех смыслах места, где могут пройти только физически здоровые люди. В районе Печатники такие места выявила в ходе специального рейда член Общественной палаты Российской Федерации Светлана Разворотнева.

Рейд под названием «Сломаем барьер равнодушия» правозащитница провела совместно с представителями общества инвалидов района Печатники. Задумка была проста — исследовать городскую среду на доступность для маломобильных групп населения. Ведь очевидно, что недоработки ремонтников (или просто «не дошедшие руки» благоустроителей) — узкие тротуары с плохим покрытием, отсутствие пандусов, перил, съездов и тактильной плитки — не просто «немодная городская среда», а прямая помеха для инвалидов, пожилых людей и мам с колясками, лишающая их возможности свободно передвигаться по городу.

— Проблема доступности городской среды требует системных решений, — отмечает Светлана Разворотнева. — В краткосрочной перспективе мы вместе с заинтересованными жителями столицы составляем карту труднодоступных мест районов. После там начнутся работы, принимать которые должны маломобильные граждане. В целом безбарьерная городская среда возможна только при комплексном подходе проектирования городских пространств и жилых домов.

Пока что в Печатниках с этим есть проблемы. Вот — путь от улицы Шоссейной до станции Московских центральных диаметров (МЦД) «Перерва», стандартный маршрут для многих тысяч жителей района. Но люди с инвалидностью здесь не пройдут. Первое препятствие — узкий тротуар, на котором двое пешеходов с трудом могут разойтись, а если один из них в коляске или с коляской — совсем беда. На этом же участке почти отсутствует освещение — отличная комбинация, намекающая: здесь пройдет только молодой и здоровый. Сюда же и лестницы — никак не приспособлены для передвижения на колясках, а резкий уклон пешеходной дорожки непроходим и просто на костылях. Наконец, не оборудованный никакими подъемниками переход-мост через железнодорожные пути на станции «Перерва» настолько крутой, что и здоровые люди не всегда без проблем поднимаются туда, на десятиметровую высоту.

— Мы направим обращения в префектуру Юго-Восточного округа Москвы, в транспортную компанию, — обещает правозащитница. — Сейчас, когда железные дороги в городе реконструируются в рамках проекта МЦД, станцию «Перерва» просто необходимо оснастить комфортной для пешеходов инфраструктурой с соблюдением всех необходимых для передвижения маломобильных граждан нормативов.

Это уже не первый подобный рейд, который проводит Светлана Разворотнева. Ранее вместе с паратриатлетом Ярославом Святославским правозащитница побывала в Чертаново Северном. Обеспечение полноценной безбарьерной среды для маломобильных горожан — один из ключевых пунктов общественной деятельности Разворотневой, которая в марте этого года заявила о своем желании баллотироваться в Государственную думу восьмого созыва.

Отметим, что приспособление городской среды для передвижения маломобильных людей — один из наиболее заметных трендов в развитии современных мегаполисов, и Москва здесь не исключение. Как в рамках общероссийской госпрограммы «Доступная среда», стартовавшей в 2011 году, так и по региональным, более развитым нормативам в Москве ежегодно появляются новые элементы инфраструктуры: пандусы, тактильные плитки, подъемники и другие. В частности, более тысячи подъемников для колясок установлены за последние годы в подъездах города, около 90% всех социально значимых объектов приспособлены для посещения маломобильными горожанами, а все используемые на регулярных линиях автобусы и значительная часть трамвайных вагонов — низкопольные, доступные для пассажиров с колясками. Что касается скоростных видов общественного транспорта — на тех станциях метрополитена, где безбарьерная среда отсутствует по конструктивным причинам, пассажирам помогает Служба обеспечения мобильности, сопровождение которой можно заказать бесплатно.

Тем не менее ежегодно рейды, организуемые активистами обществ инвалидов и общественниками, фиксируют немало «барьеров» в городской среде, причем речь идет не только о периферийных районах столицы. Причин главным образом две — недоработки балансодержателей зданий и подрядчиков благоустройства, с одной стороны, и пока еще не обновленные элементы инфраструктуры, построенные в те времена, когда о доступности для маломобильных горожан никто не задумывался. Ресурсы для решения обеих этих проблем, в принципе, имеются, однако без системного подхода это вряд ли возможно. Цель общественных рейдов, подобных тому, что прошел в Печатниках с участием Светланы Разворотневой, — именно реализация системного подхода к созданию доступной среды.

Источник: www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *