«Золотого льва» Венеции получила картина про запретный аборт

Главную награду 78-го Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» получила картина «Событие» («Хэппенинг») Одри Диван,  где в подробностях показан  доморощенный подпольный аборт, на который вынуждена пойти французская студентка. Таков  выбор  жюри во главе с южнокорейским режиссером Пон Джун Хо, известным всему миру  по фильму «Паразиты».

«Золотого льва» Венеции получила картина про запретный аборт

«МК» уже рассказывал, как печально завершился поход на этот фильм для одной из зрительниц, которой стало плохо на сцене прерывания беременности при помощи вязальной спицы. Пришлось выводить ее под руки из зала и вызывать врачей. Таким образом, произошел настоящий хэппенинг, когда границы между зрителями и творцами оказались стерты. «Событие» — это высказывание, воспринимающееся на волне движения MeToo определенным образом. Сняла картину французский режиссер ливанского происхождения, активно выступающая за права женщин в киноидустрии  Одри Диван. Она и дала почувствовать, что значит быть женщиной в нашем мире. 23-летняя студентка беременна, а аборты во Франции  1963 года  запрещены. За них можно угодить в тюрьму. Но героиня  пытается сначала  сама прервать беременность, а потом обращается к подпольной акушерке. И мы следим за процессом в режиме реального времени, словно студенты медицинского вуза, проходящие практику.    

Тема нежелательной беременности, родов и материнства прошла через всю программу фестиваля, который, как теперь уже ясно, неслучайно открылся картиной «Параллельные матери» Педро Альмодовара, героини которой встречаются в родильном доме. Этот фильм принес награду – Кубок Вольпи – Пенелопе Крус, для которой это восьмая совместная работа со знаменитым испанским режиссером. Как минимум еще три картины содержали в названии слово «мать».  Одна из них – «107 матерей» –  отмечена в программе «Горизонты» за лучший сценарий. 

Второй кубок Вольпи за актерскую работу получил филиппинский актер Джон Арсилла, сыгравший в картине «На работе: пропавшие 8» Эрика Матти,  воспринимающейся как чудо, поскольку география фестиваля была как никогда узкой, в ней было крайне мало картин из Азии и других удаленных территорий. Пандемия сыграла здесь главную роль.   

 «Рука бога» итальянского режиссера Паоло Соррентино, известного по фильмам «Великая красота» и «Молодой Папа», снятая в его родном Неаполе, и отчасти автобиографичная, отмечена Гран-при. А приз имени Марчелло Мастрояни, который  вручается талантливым молодым артистам, получил 21-летний Филиппо Скотти, сыгравший у Соррентино главную роль. Огромные баннерами с его изображением украшены старинные  палаццо на Гранд канале. Картина посвящена Марадоне, который невольно спас жизнь 14-летнему Соррентино, увлеченному футболом. Его о родители задохнулись из-за утечки газа, а он в это время отправился  на матч с участием  Марадоны.

Режиссерский дебют «Потерянная дочь» американской актрисы Мэгги Джилленхол по роману Элены Ферранте с Оливией Колман в главной роли отмечен  за лучший  сценарий. Получая награду, Мэгги вспомнила, как много личного связывает ее с Италией. Здесь она впервые выходила замуж и зачала дочь. Без воспоминаний о беременности на нынешнем фестивале – никуда. И это тоже «все о моей матери». Название культового фильма Альмодовара могло бы стать лозунгом фестиваля. Героиня Колман отдыхает на греческом  острове, наблюдает за незнакомой ей молодой парой, у которой есть маленькая дочка. Однажды девочка пропадает, и в памяти всплывают эпизоды собственной жизни главной героини, связанные с дочерью, которой она уделяла  так мало внимания, больше думая  о карьере. 

Легендарная Джейн Кэмпион из Новой Зеландии, обладательница «Золотой пальмовой ветви» в Каннах в 1993 года за фильм «Пианино» много лет удерживала  титул единственной женщины-режиссера, имеющей эту награду. В этом году она лишилась своей исключительности, когда отметили фильм «Титан» Джулии Дюкорно. В Венеции Кэмпион представила  «Собачью власть» с Кирстен Данст и Бенедиктом Камбербэтчем в главных ролях, и была отмечена  «Серебряным львом» за режиссуру.   

Наверное, самая необычная картина венецианского конкурса – «Дыра» Микеланджело Фраммартино, отмеченная спецпризом жюри. Она  без слов, разве что старый пастух издает улюлюкающие звуки, призывая своих подопечных к порядку. Всю жизнь он прожил вдали от большого мира в Калабрии, куда в 1961 году приезжают спелеологи, спускаются в глубокие пещеры с риском для жизни. Кажется, что впадины бездонны, как бездонна жизнь человека. Но это только видимость, и все имеет свой предел. Старый пастух тихо умирает в своем скромном доме, завершая земной круг.  

Россию в конкурсе представлял фильм «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, отсылающий к находкам Эйзенштейна.  Он создан в копродукции России, Франции и Эстонии, а главную роль сыграл  Юра Борисов, продолжающий триумфальное путешествие по главным мировым фестивалям. Два фильма с его участием были представлены в конкурсе в Каннах, потом в Локарно. Он также снимался в картине «Мама, я дома» Владимира Битокова, показанном в новой венецианской секции «Горизонты. Экстра», и сыграл в наших двух картинах  сюрреалистических сотрудников спецслужб. После премьеры фильма Битокова развернулась бурная дискуссия по поводу того, что Александр Сокуров, воспитавший таких учеников, как Кантемир Балагов,  Кира Коваленко, Владимир Битоков, а все они учились в его мастерской в  Кабардино-Балкарском университете, лишен поддержки государства. Его фонд, направленный на поддержку молодых режиссеров, просто умирает. 

В «Горизонтах Экстра», где участвовал Владимир Битоков со своей картиной, победила финская лента «Слепой, который не хотел смотреть «Титаник» Тееми Никки. Таков был выбор зрителей.  В течение полтора часов  во весь экран мы видели лицо актера Петри Пойколайнена, отчасти сыгравшего собственную судьбу. Восемь лет назад ему диагностировали рассеянный склероз, и он покинул театр, передвигается на коляске, поскольку парализован и ослеп.   В основной секции «Горизонты» победила литовская картина «Пилигримы» Лауринаса Барейши. 

Еще один короновирусный фестиваль завершился. Его статистика впечатляет. Только 10 процентов приехавших журналистов и гостей, среди которых и россияне, сдавали каждые 48 часов тесты на ковид и имели аккредитацию с надрезанным уголком, словно свидетельствующую – «опасно для жизни». Любой охранник понимал, кто перед ним, и тут же усиливал бдительность, требуя предъявления документов. В медпунктах, работавших на фестивале, выявили пять ошибочных положительных тестов, которые не подтвердились. А двое из фестивальных гостей и участников все-таки оказались носителями ковида и до сих пор содержатся в венецианской клинике.

Источник: www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *